|
Аркадий Петрович Гайдар
1904–1941
С 1918 – в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии – против «императора тайги» И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС , 1925, Сережка Чубатов , Левка Демченко , Конец Левки Демченко , Бандитское гнездо , все 1926–1927, Дым в лесу , 1935; повести Школа , первонач. назв. Обыкновенная биография , 1930, Дальние страны , 1932, Военная тайна , 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове , 1935, Бумбараш , неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).
Псевдонимом (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу Угловой дом , созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина , 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы , отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор , 1927), поэму Пулеметная пурга . С 1927 жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина – продолжение повести Жизнь ни во что ).
Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка , 1936, Чук и Гек , повесть Судьба барабанщика , оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж ; вторая, незавершенная часть повести Школа , оба 1930).
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий ( Судьба барабанщика , где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 – время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда , рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура – Комендант снежной крепости , в начале 1941 – киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).
В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост , У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень – о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников ( Василий Крюков , Поход , Маруся , Совесть , 1939–1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек , 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества , 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика , 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.).
Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941. |