-= Литературный портал. Биографии знаменитых литераторов =-
Золотой век| Серебряный век| Зарубежная литература| Советская литература| Казахская литература| Наше время
         

 

Философы
  Восток
  Запад
 
Культура
  Восток
  Запад
 
Религия
  Буддизм
 Христианство
  Ислам
  Манихейство
  Зороастризм

Султанмахмут Торайгыров

16(28).10.1893, ныне Баянаульский район Павлодарской области, — 21.5.1920, там же

Султанмахмут Торайгыров - выдающийся казахский поэт-демократ. Родился 29 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области, умер 21 мая 1920 года там же.

С четырех лет Султанмахмут жил в Баян-Аульском районе Павлодарской области. С 13 лет начал писать стихи. Его одолевала жажда поучиться в культурных центрах, он много читал, стремясь к современному полноценному образованию. Однако ему пришлось начать работу - сначала учителем в школе, затем с осени 1913 года секретарем редакции первого казахского журнала "Айкап", на страницах которого Султанмахмут впервые выступил как поэт, публицист и очеркист. С 1914 года он опять работает учителем в Баян-ауле и Катонкарагае, осенью 1916 года ему удается поучиться на курсах в Томске. В эти годы созревает писательское кредо Торайгырова.

"Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному", - говорит поэт. После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. "Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа". Султанмахмут полагает, что наступила заря свободы и каждый народ сможет зажить самостоятельно и создать свое государство. Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете "Сары-Арка". Горячо подхватывая идеи лидеров "Алаша", он восхищается ими в своих стихах.

Лирика Торайгырова подчеркнуто гражданственна, посвящена жизни родного народа. Поэт в стихах изображает аульный быт, распад патриархального уклада, разоблачает продажность баев, мулл и волостных управителей. Весьма серьезно относился он к общественной роли поэта, к вопросу о его жизненном предназначении и написал об этом несколько программных стихотворений. Султанмахмут писал и о доле казахских женщин, ратовал за их эмансипацию. Лирика его богата философскими размышлениями, но особенно это качество поэзии Торайгырова проявилось в поэмах "Жизнь в блужданиях" ("Адаскан омiр") и "Бедняк" ("Кедей", 1922). Первая поэма, в которой каждая глава связана с определенным периодом жизни человека, наряду с общефилософскими и дидактическими размышлениями, содержит и критику социальной несправедливости и насилия, но гораздо четче эта последняя линия выражена во второй поэме, где изображена конкретная жизнь казахского бедняка. Торайгыров - автор одного из первых казахских романов "Красавица Камар" (1933), один из основоположников этого жанра в казахской литературе.

Задаваясь вопросом, что нужно казахскому народу, Султанмахмут на первое место ставит образование, культуру, науку, технику. По его мнению, в воспитании и обучении помимо забот о теле большое место должно быть отведено совести, душе, духовности. Без этого никакие технические достижения не сделают человека счастливым. Способен ли казахский народ приобщиться к уровню европейской цивилизации? С чрезмерным оптимизмом Султанмахмут прогнозирует, что максимум за 30-40 лет казахский народ достигнет уровня Европы по образованию, науке и технике. Об остроте философских размышлений Торайгырова в этот период свидетельствуют названия написанных им статей и стихотворений: "Социализм", "В этом ли справедливость?", "Зачем живу?", "Заблудшая жизнь", "Во время бури”, “Вера”, “Кто бог?”. В них мыслитель опирается на труды Руссо, Толстого и марксистов.

Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма "Айтыс" с подзаголовком "Состязание городского и степного акынов". В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада.

Восприятие наследия Торайгырова после его смерти сопровождалось крайним нигилизмом: он-де не народный поэт, а "националист", что в то время было равносильно смертному приговору. Печально, что "байским акыном" окрестили Торайгырова его собратья по перу и критики, претендовавшие на высокое звание подлинных ценителей литературы, желавшие быть "ликом партии". Мы не упоминаем их имен, но из истории ничего не вычеркнешь. К чести для науки был такой ученый, который в тяжелые годы гонений на произведения Султанмахмута отважился написать книгу о нем "Поэтическое мастерство Султанмахмута" (1949), за которую ее автору Б.Кенжебаеву пришлось перенести немало моральных испытаний.

В книге "История философии в СССР" К.Б.Бисембиев писал о Торайгырове: "В отличие от своих предшественников Алтынсарина и Абая он решительно порвал с религией и выступал как страстный критик религии религиозной морали". Приводим выдержки из статей Торайгырова, опубликованных в журналах: "Айкап" прогрессивно-демократического направления (выходившего в Троицке в 1911-1915 годах) и "Казак", выступавшем центром национальной идеологии (Оренбург, 1913-1918).

"Изо всех проблем есть одна - заботы народа, внедрение культуры в него, освоение опыта цивилизованных наций. Пора положить конец униженному смирению, иначе ожидает казахов самое худшее. Двадцать миллионов мусульман России не объединены. Отстали от уровня из-за невежества. Нет у казахов хотя бы образцового медресе. Содержать медресе следует за счет местных властей, учить по-мусульмански и по-русски. Недоучки-муллы портят веру. Учиться достижениям Европы. Знать, во-первых, бога, во-вторых, родной народ. Надо побольше общаться с передовыми нациями. Свобода, человечность, искренность не в почете у казахов, нет у них стремления к единству. Довольство собой тянет назад, делает глухим к образованию. Надо иметь внутреннее достоинство, стремиться стать вровень с ушедшими вперед.

Все идут вразброд настолько, что не верят тому, кто говорит о пользе народа. Нет единства, и из-за этого отстали мы от других. Откройся миру, молодежь, учись науке, воспитывай сама себя, займись земледелием.

Критикуют нас другие, даже подсмеиваются. Не надо отмахиваться и делать вид, что ты выше всех. Если бы ожил сейчас Яссави, не столько бы к намазу призывал, сколько к просвещению, пробуждению, городской жизни, земледелию, движению от беспомощности к цивилизованности".

Искренность Султанмахмута -поэта и философа - в поисках истины, справедливости, путей возвышения казахского народа должна быть почитаема, уважаема как непреходящая ценность.

 ©Tuyakbayeva M. 2004
Hosted by uCoz